Горячая
линия
для пострадавших
от домашнего насилия
8-801-100-8-801
Ежедневно 8.00 - 20.00
Звонок бесплатный

История НЕ одной жизни

В нашей обыденной жизни происходят разнообразные события. Проживая эти события, мы приобретаем опыт переживаний, формируем жизненные представления, вырабатываем субъективные отношения, приобретаем необходимые умения. Но иногда нам самим трудно бывает справиться с ситуацией, с переживаниями. Нужна профессиональная поддержка. Группы поддержки и тренинги личностного роста для женщин многим помогают в этом. Основным рабочим инструментом в группах является общение. О том, как женщины находят поддержку и что помогает им пережить боль и жить дальше, рассказывает автор статьи - практикующий психолог государственного учреждения "Минский городской центр обслуживания семьи и детей" Людмила Фролова.  

Нет сказок лучше тех, которые рассказывает сама жизнь.

Ханс Христиан Андерсен.

В нашей обыденной жизни происходят разнообразные события. Проживая эти события, мы приобретаем опыт переживаний, формируем жизненные представления, вырабатываем субъективные отношения, приобретаем необходимые умения. На тренинге личностного роста для женщин осуществляется то же самое. Основным рабочим инструментом в группах является общение.

Метод обмена социальным опытом, применяемый при работе, можно было также назвать методом актуализации биографии. Он реализуется в форме группового обсуждения, когда участницы делятся друг с другом переживаниями тех или иных событий, значимых для них. Приходя на групповые занятия, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, и с ними происходили подобные события. «У каждой из нас за плечами был прожитый период жизни, был свой опыт, но все  были схожи в одном: у нас была боль в душе, которая терзала и мучила нас». Часто женщина встречает в группе людей с такими проблемами, в сравнении с которыми ее собственные – не столь драматичны, как ей казалось прежде. А они – эти другие – находят в себе силы, живут, действуют и не теряют оптимизма. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным терапевтическим фактором.

«Мы редко думаем о том, что имеем,

но всегда думаем о том, чего нам не достает».

 А.Шопенгауэр

Из рефлексий участниц группы (после 5-го занятия): «Это уже не открытие для меня, а уверенность – я счастливый человек, моя проблема решаема. Она пришла в мою жизнь для того, чтобы сделать переоценку и расставить приоритеты». 

«Моя проблема показалась совсем маленьким огорчением по сравнению с проблемой N».

«После каждого занятия у меня обязательно что-то менялось в сознании, в восприятии окружающего мира и людей. Я поняла, что моя проблема – это не целый мир, а только его маленькая частичка».

«Открытием для меня было то, что у меня не все так плохо. Есть ситуации гораздо тяжелее моей». 

Большой возрастной диапазон участниц от 25 до 55 лет дает им возможность прочувствовать и приобрести определенный социальный опыт, каждая из женщин имеет возможность воспроизвести свой жизненный стиль и образцы поведения, которые помогают другим участницам осознать и пересмотреть как конструктивные, так и разрушающие ролевые стереотипы, особенно в отношениях родитель-ребенок.

Проигрывание участницами конкретной конфликтной ситуации, (метод имитации с использованием сюжетно-ролевой игры), например, между взрослой дочерью и матерью, дает яркое осознание причин происходящего. Анализируя семейную ситуацию, женщины предлагают свой вариант выхода из конфликта. В данном случае ведущими применяется метод группового решения проблем, который предоставляет участницам возможность увидеть заявленную проблему с разных сторон и определить возможные пути ее решения. 

В ходе групповой рефлексии участницы развивают умения воспринимать и понимать других людей, самих себя, свою группу. Открытие: «Мы друг другу небезразличны». 

«Занимаясь в группе, я почувствовала, что над собой надо работать, не все так гармонично в моем характере, как мне казалось. Я научилась отчетливей видеть себя…».

«Я заново учусь чувствовать, смотреть на мир, людей и события иначе. Возвращается желание жить. Через сито опыта я просеиваю то, что имела, оставляя самое главное и самое ценное – любовь, здоровье, желание быть с моими близкими».

«Каждое утро я надеюсь, что это был сон. Моя боль, которая не стихает, мои слезы, которых нет – это сон. Ненавижу утро. Открываю глаза и понимаю, что все было на самом деле, и снова хочется заснуть, не помнить, не ждать, не хотеть, не любить… Время замерло. Я слышу, как вибрирует тишина. Я вижу, как мимо проходят люди, как жизнь продолжает свой ритм, а я просто смотрю, но не участвую…»

Эти строки говорят о пережитой и не пережитой боли, об отчаянии, в котором находились женщины, обратившиеся за помощью к психологу. Неуверенность, страх, обида, разочарование – именно такие чувства доминировали при анализе их психоэмоционального состояния. Кризисные ситуации, сложившиеся в их семьях, были вызваны:

•супружеской изменой;

•насилием;

•конфликтом ценностей и жизненных позиций между поколениями;

•длительным пребыванием в травмирующей ситуации, 

•стрессом, связанным с потерей работы; 

•стрессом, связанным с потерей близкого человека.

Для создания доверительной и доброжелательной атмосферы в группе активно использовался метод символического самовыражения, в том числе поддерживающий коммуникацию в группе, так как большинство участниц имеют проблемы с самовыражением. Средствами реализации этого метода являются

•проективное рисование,

• создание индивидуальных и  групповых работ – аппликаций и коллажей, 

•написание сказок и эссе.

Особенность этих методик заключается в том, что они создают условия для проявления индивидуальной творческой активности, актуализируют эмоциональное состояние, внутреннюю энергетику и личностный ресурс. Сказка или рассказ могут служить средством встречи автора с самим собой, а значит, помогают в самопознании и самораскрытии. «Персонифицированные терапевтические истории» [3, с.139] позволяют женщинам обсуждать трудные и щекотливые темы безопасным путем, восстанавливать потерянные отношения (Тема «Магазин забытых вещей»). Пример: «Сказка о Волшебной книге. Жила-была Книга. Книгу дарили детям, когда они рождались. Читали книгу детям их родители. Читали по-разному, но в основном спешили. Взрослым все время некогда. Когда дети подрастали, Книга раскрывала им свои волшебные страницы, которые были наполнены удивительными историями, сказками и приключениями. С помощью Книги дети оказывались в таинственном мире чудес и превращений. Но дети подрастали и начинали листать книгу все быстрей и быстрей. Некоторые страницы они пропускали, вовсе не читая их, и со временем Книга становилась им малопонятной. Повзрослев, каждый имел при себе свою собственную Книгу Жизни. Одни люди торопились узнать конец, не прочитав и половины. Другие пытались вырвать страницы с непонравившимся им содержанием и этим разрушали свою Книгу. Встречались и такие люди, которые вчитывались в каждое слово, увлекаясь и радуясь открывающейся им глубине написанного (наверное, они были счастливыми). Они учились читать между строк и, однажды, Книга  открыла им свою тайну».

Напомним, что сказка – это самый древний способ передачи знаний о жизни и поддержки человека с помощью слова. Сказки дают возможность участницам очень бережно и деликатно прикоснуться к каждой душе, работа в группе приобретает «новые оттенки и тона». [2, с.216] (Сказки «Звездочка», «Жило-было маленькое семечко») «Во время занятий я учусь думать. Рисунки и сказки помогают понять других людей, сопереживать и сочувствовать им, восхищаться их терпением и талантом…».

Кроме того, «сказочная атмосфера» возвращает нас в мир детства, помогает снять напряжение, внести в рабочую атмосферу группы доброжелательность, сотрудничество и юмор. 

Написание размышлений-эссе: «Подарок судьбы», «Источники моей радости», «Моя мечта», «Счастливая женщина» и др. способствует обновлению мышления, переоценке ценностей, приобретению новых жизненных перспектив. Пример творческой работы: «Счастливая женщина. Весна. Его глаза. Его руки. Его губы. Его «люблю». Цветы. Много цветов. Рассвет – вдвоем. Будущее – вдвоем. Надежда. Вера.  Море – одно на двоих. Неожиданно и сладко шевельнулся малыш. Как больно! Как радостно – живой комочек у груди. Первый зуб. Первый шаг. «Мама» и «Папа» – первый раз. Снова весна. Его «люблю». Только не предавай! Новый дом. Новые хлопоты. Цветы в саду. Весна. Пасха, пирог на столе. Все дети родились весной. Как  цветы расцвели. Счастье, как птица – страшно спугнуть. Птица в гнезде – счастье в доме. Дети вешают кормушку для птиц. Зима, Рождество. Запах елки в доме. Весна впереди. Много лет впереди. Птица не улетит из гнезда – ее кормим с рук мы и наши дети». 

Многие женщины, ощутив ценность и конструктивность групповых занятий, после завершения тренинга личностного роста сохраняют дружеские отношения, поддерживают друг друга в трудные минуты, вместе посещают концерты, спектакли, спортзалы и, таким образом, дают начало собственному социальному проекту.

Список использованной литературы:

1.Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субьективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше семи лет / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь.2012. – 220 с.

3.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2005. – 256с.

 

Об авторе:

Фролова Людмила Евгеньевна,

практикующий психолог отделения социально-психологической реабилитации

ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

г. Минск, пр. Рокоссовского – 50

+375(17)247 30 14

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

  

  

 

Яндекс.Метрика