Горячая
линия
для пострадавших
от домашнего насилия
8-801-100-8-801
Ежедневно 8.00 - 20.00
Звонок бесплатный

Арт-терапевтическая методика работы с женщинами, пострадавшими от насилия: методика «Прорыв за один день», «Создание метафоры будущего»

Моделирование с фольгой в индивидуальной или групповой работе способствует развитию творческого потенциала и позволяет создать новый образ человека и его ситуации. Скульптура, созданная из фольги самим участником группы, является наглядным средством обучения. Методика позволяет совершить прорыв в осознании и понимании ситуации в личной и деловой жизни с целью определения готовности к предстоящим изменениям и их принятие. 

«Метафора – это образное выражение понятия или ситуации в переносном смысле. Она всегда прямо или косвенно соотнесена с действительным миром, углубляет понимание реальности и ее свойства. Она может быть не только названа, но и изображена». 

У предлагаемой методики есть следующие особенности. Во-первых, задача ведущего – создать такие условия для участников тренинга, чтобы они сами активно анализировали ситуацию «как есть» и создавали модель ее развития в будущем «как будет». Во-вторых, в центре внимания на протяжении всего тренинга находится сам человек с его чувствами и мыслями. Поэтому так важно создавать условия для освобождения от внутренних переживаний, ограничивающих убеждений, сомнений и страхов, а также условий, где участницы тренинга обретают способность обучаться новому, пробовать новые формы поведения, проявляя терпимость и принимая чужие мнения в процессе группового обсуждения. 

Моделирование с фольгой в индивидуальной или групповой работе способствует развитию творческого потенциала и позволяет создать новый образ человека и его ситуации. Скульптура, созданная из фольги самим участником группы, является наглядным средством обучения. Методика позволяет совершить прорыв в осознании и понимании ситуации в личной и деловой жизни с целью определения готовности к предстоящим изменениям и их принятие. 

Этапы работы в методике:

Этап 1. Построение модели существующей ситуации «как есть» и ее субъективная оценка самой участницей, (диагностика эмоционального cостояния, диагностика взаимоотношений в семье, с партнером, с детьми или на работе). 

Этап 2. Вербализация, «Обсуждение – рассказ».

Этап 3. Внесение изменений в созданную модель и создание модели взаимоотношений «Как будет». 

Этап 4. Определение метафоры для будущей жизни. 

Область применения:

1)индивидуальное консультирование;

2)групповая работа;

3)семейная психокоррекция. 

Форма проведения – интенсивный однодневный тренинг. Продолжительность – одна или две арт-терапевтические сессии. 

Терапевт задает вопрос или предлагает представить: «Как может выглядеть женщина, которая перенесла насилие, стала жертвой насилия, потеряла работу и т.д.? Вы можете создать ее образ, используя лист фольги».Главный центр нашей активности – голова. Отсюда в виде мыслей начинаются все наши действия, проходя через два первичных средства выражения – двигательный и деятельный центры. Голова – это центр планирования, контролирования и мышления. От мыслей и убеждений приходит активность (деятельность) и целеустремленность (движение).

Каждой участнице раздается по листу фольги размером 30 х 30 см и ведущий (терапевт) показывает, как создается фигура человека. Сначала делается голова, берется небольшой лист фольги или салфетка, сминается и моделируется голова (см. рисунок, п. 1, 2). Затем создаются ноги (см. рисунок, п.3) – двигательный центр. Ноги – это та часть тела, которая предназначена для стабилизации равновесия, поддержки, утверждения, укоренения себя в мире. Увеличение нижней половины тела относительно верхней предполагает, что, возможно, мы хорошо утвердились и чувствуем себя «дома» в этом мире, но перестали соприкасаться с собственными глубокими чувствами, утратили способность к их выражению, как если бы они были заперты внутри. Уменьшение нижней половины тела относительно верхней свидетельствует о недостаточной связи с землей. Можно предположить, что, скорее всего, основное внимание уделяется тому эффекту, который мы производим в мире, «тому, как показать себя лицом», а не прочности и стабильности нашей позиции. Можно вспомнить поговорку: «Дурная голова ногам покоя не дает». 

После создания ног клиенты переходят к созданию рук и полностью формируют фигуру человека. Цент деятельности простирается через плечи до кистей и определяет чувства относительно того, что мы делаем сами, что делают с нами, а также относительно способности справляться с собственной жизнью. Эта область также представляет наше стремление к самовыражению – посредством кистей мы можем выразить сокровенную творческую энергию, посредством ладоней и рук – разделить свою любовь и поделиться энергией сердца, а посредством ласки, прикосновений и объятий – привлечь удержать или оттолкнуть. 

Плечи выражают это на внутреннем уровне – особенно наши глубоко личные ощущения того, что мы делаем или что с нами делают. Многие ли делают то, что действительно хочется? Как часто мы хотели бы исправить то, что уже сделано?! А как часто мы терзаемся по поводу того, что должны сделать?

Когда будет создана вся фигура человека (см.рис.3, п. 4, 5, 6), участникам предлагается разместить ее в пространстве листа размером А4. Лист символизирует пространство ситуации жизни, в которой сейчас находится каждая участница. 

Затем из второго листа фольги размером 30 х 30 см моделируется образ партнера или человека, который совершает (совершил) насилие, образ отношений в сложившейся ситуации, или образ дела (бизнеса) при потере рабочего места (сокращении, увольнении и т.д.) и отношений с ним (к нему). 

На этом этапе наблюдается размещение фигур в пространстве листа сидящими или лежащими. 

Первый этап обсуждения. Участницы дают название своей скульптуре и коротко рассказывают о ней. Остальные участники тренинга выслушивают и высказывают свое видение и понимание данной скульптуры. Возможно, на этом этапе обсуждения приходит понимание того, что речь идет о самих авторах – создателях скульптур, и все происходящее с образом человека и его отношениями с другим образом в пространстве листа может быть соотнесено с реальным миром. Затем каждой участнице предлагается показать (продемонстрировать) телесно, то есть повторить состояние созданной ей же фигуры и сказать, что она чувствует в данный момент, в какой части тела возникает наибольшее напряжение, о чем она думает и что хочется сделать сейчас.

Ведущий объясняет, что происходило и почему возникали неприятные ощущения в процессе демонстрации (повторения образа фигуры) и в процессе обсуждения. Предлагается рассмотреть модель, названную «Окном Джогари», ведущим поясняется, что каждый человек несет в себе как бы четыре пространства своей личности.

«Арена» - это то, что известно человеку о самом себе и что знают о нем другие. 

«Видимость», или скрытая область, - это то, что человек знает о себе, но скрывает от других (например, страх перед чем-то, зависть или жадность). 

«Слепая область» - когда другие знают о человеке что-то, чего он сам не знает и не хочет принять, на что уходит много жизненных сил и времени. 

«Темная область» - это то, что скрыто от самого человека и неизвестно другим, некий «черный ящик», где находятся непроявленные способности и потенциальные возможности развития. 

Узнавая таким образом новое о себе и других участницах, открываясь себе и другим, они получают больше шансов для осознания, понимания, принятия себя в кризисной ситуации и для принятия решения проблем. В дальнейшем это помогает формированию внутреннего решения, укрепления правильности этого решения и выхода на новый уровень жизни. 

После этапа обсуждения участницы вносят изменения в скульптуру. 

Этап внесения изменений. Ведущий выкладывает много листов фольги и других материалов для творческой деятельности и сообщает, что это возможности для внесения изменений в образ скульптуры. Предлагается изменить все, что хочется и как хочется. Таким образом, вносятся изменения в психоэмоциональное и физическое состояние участниц. Собственными руками мы создаем сами себя и собственные отношения, и можем видеть эти изменения, влиять на них, и затем перенести этот метафорический опыт создания таких отношений в реальную жизнь. Создается модель «Как будет». 

Второй этап обсуждения. На этом этапе обсуждения дается новое название скульптуре и выслушивается мнение участниц только о позитивных изменениях, поскольку каждая участница по-своему видит изменения. Уточняя и дополняя своим видением и пониманием эти изменения, ведущий помогает автору глубже прочувствовать происходящее и поддержать ее в этих изменениях. Затем сама участница говорит о том, что она хотела привнести в свою жизнь. Таким образом, создается модель будущей жизни женщины, в короткий промежуток времени происходит осознание и понимание произошедшего. Для проявления новых взаимоотношений в жизни требуется время. 

Источник: Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с, илл.

Фото: Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с, илл., стр. 233, с сайтов: bubuchinka.ru, detidoma.net

 

Яндекс.Метрика