Горячая
линия
для пострадавших
от домашнего насилия
8-801-100-8-801
Ежедневно 8.00 - 20.00
Звонок бесплатный

Гендерная аксиология: новая модель семьи

«Бог установил многие виды власти и подчинения, как то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, между учителем и учеником»

Свт. Иоанн Златоуст

По замыслу Творца мужчина и женщина различны. Они являют собой два ипостасных образа бытия. И брак – эта возвышенная форма их общения, их диалогического единства. Христианская традиция говорит о браке, как о пути святости и единения этих ипостастных образов бытия. Об этом в своей статье рассуждает Перепелица Елена Васильевна, старший научный сотрудник Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук.

 

Только в семье возможно полноценное развитие и воспитание детей. Важнейшим принципом созидания семьи была и остается иерархия. Она выстраивается в следующем порядке: отцовство, материнство, детство. Именно в таком порядке семья упоминается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Согласно статьи 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство и отцовство находятся под защитой государства.

Муж и жена, родители и дети занимают в семье свое Богом определенное место и должны нести вытекающую из него меру обязанностей и степень ответственности. В такой иерархии нет ничего унизительного, она не означает превосходства мужчин и дискриминации женщин. Устойчивы и жизнеспособны такие взаимоотношения в семье, где главенствует муж, а не жена, родители, а не дети. 

В смысле единства человеческой природы мужчина и женщина равны. Способности, данные им от природы, в полной мере раскрываются именно в семье. В ней мужчина призван к исполнению роли супруга и отца. Женщина – супруги и матери. Но семья – это еще и школа со-бытия нескольких поколений, выстраивания отношений между ними. В семье человек приобретает опыт взаимной любви, поддержки, заботы о младших и старших. Этот опыт незаменим и невосполним никаким иным. Не случайно дети, выросшие в приютах и детских домах, в подавляющем большинстве не могут адаптироваться к социальной жизни и не приспособлены к семейной жизни.

В по-новому сооружаемом мире это система координат изменяется. На упразднение традиционной модели брака и семейных отношений направлена гендерная аксиология. Данным термином я обозначаю различные теории. Они по-разному интерпретирует понятие gender. Но в ценностном отношении все они строятся на механическом нивелировании различий между мужчиной и женщиной и в равной степени постулируют традиционное устройство семьи как доминирование мужчин и подавление женщин. Согласно гендерной аксиологии можно произвольно менять свой пол. «Пол-sex используется для телесной характеристики пола или для характеристики природных предпосылок, пол-gender означает то, что зависит от культуры. Так, рождение детей зависит от характеристики пол-sex. А то, что женщина якобы ответственна за воспитание детей и домашнее хозяйство, является культурной характеристикой и описывается с помощью термина пол-gender» [2, с. 96]. Для гендерной аксиологии материнство – это всего лишь термин с гендерной нагрузкой, биологическая способность вынашивать детей, на основании которой женщина подвергается дискриминации. Отцовство имеет социальную привилегию и цель гендерной аксиологии – избавиться от привилегий и власти мужчин. Согласно гендерной аксиологии социальная роль может совпадать, а может и не совпадать с биологическим полом. В эгалитарном обществе половая дифференциация, видимо, будет сведена к какому-то минимуму или вовсе упразднена.

В странах, где такая аксиология утверждается, происходит сознательное и последовательное разрушение традиционной иерархии семейных отношений. Для обеспечения гендерного равенства государства обязуются «принимать все необходимые меры, особенно в области образования, в целях изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин и искоренения предрассудков, обычаев и другой практики, основанных на идеях неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных представлениях о роли мужчин и женщин» [3]. Государства-участники Совета Европы должны предпринимать надлежащие меры для борьбы с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и половой самоидентификации. Гендерно просвещенное младшее поколение сбрасывает с себя бремя заботы о старших. 

В Беларуси гендерная аксиология внедряется уже в течение 18 лет. Беларусь ратифицировала и подписала ряд международных документов в сфере обеспечения гендерного равенства. В целях выполнения соответствующих международных обязательств Беларусь должна определить гендерное равенство одним из своих основных приоритетов и сформировать эффективную национальную гендерную политику. В настоящее время реализуется четвертый по счету Национальный план по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы [4]. Но цели, поставленные в Национальных планах действий по достижению гендерного равенства, не достигнуты в полном объеме. Ввиду этого национальная гендерная политика получает нарекания со стороны гендерных экспертов. Это говорит о сохранении традиционной системы ценностей в нашем обществе. 

Пока еще «система образования продолжает, используя понятие “гендерное воспитание”, воспроизводить традиционный полоролевой подход” [5]. В национальной правовой системе превалирует традиционное понимание брака и семьи и вытекающие из этого особенности правового статуса мужчин, женщин и детей. В основе гражданского и семейного законодательства заложена традиционная модель семьи и общественного устройства.

Православная Церковь подчеркивает равенство мужчины и женщины. Но при этом она обязательно указывает на уникальность полов. Христианство усматривает назначение женщины не в подражании мужчине и не в соревновании с ним, но в развитии всех дарованных ей от Господа способностей.

И если мы будем конструировать семью на принципах эгалитарного партнерства, искусственного уравнивания мужчины и женщины, скорее это будет уже не семья, но некая модель сосуществования феминного мужчины и маскулинной женщины. Может ли такой союз быть крепким и просуществовать в течение длительного времени? могут ли остаться неисколеченными дети, получающие гендерное воспитание? возможна ли преемственность поколений, озабоченных своей гендерной идентичностью? Трудно говорить о том, что семья сохранится, если те вековые устои, на которых она зиждется, будут разрушены.

 

"Гендерная аксиология: новая модель семьи" - Текст доклада, прочитанного на Международной научной конференции «Религия и образование в светских обществах: опыт, проблемы, перспективы» 27-28 мая 2014 года, г. Минск, Национальная академия наук Беларуси, Отделение гуманитарных наук и искусств. Государственное научное учреждение «Институт философии НАН Беларуси». Консультативный межконфессиональный совет при Уполномоченном по делам религий и национальностей.

Литература

1. Аксенов, И. прот. О женском ипостасном образе бытия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/3570072.html. – Дата доступа: 12.01.2014. 

2. Кутцер, М. Мужчина/женщина / М. Кутцер // Богословская антропология. Русско-православный / римско-католический словарь: издания на русском и немецком языках / под науч. ред. прот. А. Лоргуса, Б. Штубенрауха. – М., 2013.

3. Декларации об искоренении насилия в отношении женщин. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН по докладу Третьего комитета (А/48/629) 48/104 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.owl.ru/win/docum/un/viol_dec.htm. – Дата доступа: 01.04.2014.

4. Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 авг. 2011 г., № 1101 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 5/34317.

5. Щурко, Т. Гендерный подход и воспитание: от теории к практике в Республике Беларусь // Сайт экспертного сообщества Беларуси «Наше мнение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nmnby.eu/news/analytics/3836.html. – Дата доступа: 11. 04.2014.

 

Яндекс.Метрика