Горячая
линия
для пострадавших
от домашнего насилия
8-801-100-8-801
Ежедневно 8.00 - 20.00
Звонок бесплатный

Общая молитва укрепляет домашнюю церковь

Протоиерей Глеб Каледа

Молитесь ли вы вместе? И задумывались ли вы о том, насколько велика сила совместной молитвы? «Общая молитва предохраняет от ссор, заставляет поссорившихся мириться, помогает снять возникающие между людьми недоразумения». Поразмышляем над тем, что говорит протоиерей Глеб Каледа.

Церковь есть школа любви к Святой Троице и людям, любви созерцательно-молитвенной и активно действующей. Все в Церкви освящается Духом Святым.

Церковь – это также освященное место общей молитвы, место общего участия ее членов в христианских таинствах, и, прежде всего, в Таинстве таинств – святой Евхаристии. В ней слушают слово Божие, знакомятся с жизнью святых подвижников, праведников и мучеников Христовых, с нравственными заповедями христианства.

В идеале семья – это первичная клеточка церковного тела, кирпичик церковного здания. Чтобы стать домашней церковью, она должна обладать некоторыми свойствами и признаками Церкви.

  • Через таинство бракосочетания семья освящается благодатью Святого Духа, как освящаются ею все, входящие в Церковь.
  • Она должна постоянно созидаться на взаимной любви всех ее членов.
  • Ей следует быть местом совместных молитв супругов и детей.
  • Необходимо ощущать свою связь с Поместной Церковью, а через нее – и со Вселенской.
  • Семья должна быть местом просвещения своих членов Словом Божиим через чтение Евангелия и других книг Священного Писания, а при возможности – и через ознакомления с творениями Отцов и с церковным уставом.
  • Семья в целом и каждый ее член должны воспитываться в предании себя воле Божией («сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим»).
  • Семья – это место творения дел любви каждым ее членом и всеми вместе.

Скромные огоньки домашних церквей часто не замечали, они терялись в сиянии монастырского благочестия и соборного богослужения. Домашняя же церковь – сокровенная, устроенная по слову Евангелия: «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись» (Мф. 6, 6).

Перед христианством всегда стояли две задачи: первая, вечная, внутренняя – стяжание Духа Святого, вторая – историческая, внешняя. В первые века такой задачей был апостолат через мученичество, в IV – VIII веках – раскрытие вечной Христовой истины через проповедь и догматы, позднее – возведение народа Божия к благодати и чистоте и его религиозное просвещение через монастыри, как центры христианского подвижничества и культуры и т.д., хотя сами монастыри появились много раньше. В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей.

Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви – будет существовать Русская Церковь, не сумеют – Русская Церковь иссякнет.

В современном секуляризованном мире домашние вообще приобретают особое значение. Церковь Христова будет существовать вечно. «И врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Вопрос лишь в том, где будет гореть ее живой огонек, кто войдет в нее.

Церковь не может существовать без совместной молитвы и без евхаристического общения ее членов. Без общей молитвы, без совместной религиозной жизни и духовных переживаний нельзя созидать домашнюю церковь – христианскую семью, мельчайшую ячейку общей Христовой Церкви. Это хорошо понимали многие духовники. Отец Александр Толгский не просто спрашивал на исповеди, молится ли его духовное чадо ежедневно утром и вечером, а молится ли оно ежедневно с супругом или с супругой.

В начале литургии верных священник велегласно возглашает: «Даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Если священник просит для всей Церкви, для всех стоящих в храме, единые уста и единое сердце для молитвенно-евхаристического общения со Святой Троицей, то тем паче единые уста и единое сердце необходимо иметь тем, кто составляет «плоть едину». Как же этой единой плоти не возносить Господу общую молитву о своих нуждах, свое благодарение и не укреплять свое единство совместным общением с Богом.

Общая молитва предохраняет от ссор, заставляет поссорившихся мириться, помогает снять возникающие между людьми недоразумения. Ее следует вводить с самых первых дней супружеской жизни – потом наладить ее будет труднее, ибо общая молитва легче зарождается при полной любовной раскрытости душ навстречу друг другу, когда совместно ищутся новые формы жизни и быта, – пока до рождения детей возможен общий суточный ритм жизни. Совместное молитвенное правило мужа и жены есть основа для созидания домашней церкви. Оно помогает воспитывать молитву в детях и организовывать общесемейные молитвы.

Один из церковных писателей первых веков подчеркивал, что христиане собираются для совместных молитв, чтобы опытные в молитве поддерживали молитву неопытных. Это замечание во многих случаях справедливо и для семейных молитв супругов. Его надо помнить, организуя молитву с детьми.

Совместная молитва, общее молитвенное правило приучает к духовной и молитвенной дисциплине. Один слаб, другой его поддерживает. Мы ходим в церковь, ибо нашу личную молитву поддерживает общая. С общей молитвы начинается и заканчивается день в духовных семинариях и академиях. На общей молитве зиждется жизнь  в общежительских монастырях. Даже Иисусову молитву в некоторых местах совершают совместно, ибо она, как говорят умудренные опытом наставники, создает духовное братство во Христе.

Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, является лишь формой молитвы. Существо же, душа молитвы – в уме и сердце человека.

«Весь молитвенный чин наш, – писал свт.Феофан Затворник, – все молитвы, сложенные для домашнего употребления, исполнены умным обращением к Богу. Совершающий их, если он хоть мало внимателен, не может избежать сего умного к Богу обращения, разве только по совершенному невниманию к совершаемому делу».

Живя в душевном и телесном единстве, нельзя одному расти духовно без роста и поддержки другого. Один ныне покойный священник признавался: «Я понял, что если я ушел вперед, а жена отстала, то она стянет меня назад, и наоборот». В некоторых случаях происходит духовное разобщение мужа и жены, и брак трансформируется или в сожительство, или в совместную жизнь под единым кровом. Это неизбежно сказывается на семейном климате.

При возрастающих молитвенных потребностях общая молитва не должна нивелировать молитвенную индивидуальность каждого из супругов. При общем молитвенном правиле, как и в церкви, каждый молится несколько по-своему, и лично, но сообща, беседует с Богом. Однако общая молитва не отменяет индивидуальную в течение дня. Встающий раньше супруг может предварять правило своей отдельной молитвой, подобно тому, как молитва священника перед литургией предваряет литургию, совершаемую совместно с народом.

При грудных детях общая молитва часто возможна лишь раз в сутки. Но к этому времени необходимо выработать навык общей молитвы.

Автору однажды пришлось слышать: «Мы не молимся вместе, потому что говорят, самое опасное – это формальная молитва». Формальность в молитве – это опасность, которая в равной степени подстерегает и молящегося в одиночестве, и стоящего в многолюдном храме, и собравшегося вместе с семьей перед домашней иконой. С нею приходится бороться усилием воли и самой молитвой.

Необходимость совместной молитвы супругов христиане понимали всегда. В счастливой христианской семье, по словам Тертуллиана, «супруги вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся, взаимно ободряют друг друга и руководят. Они равны в Церкви и в общении с Богом, равно делят бедность и обилие, ничего один от другого скрытого не имеют и не в тягость друг другу… Они вместе поют псалмы. Иисус Христос радуется, видя такое домоводство, посылает мир на дом сей и обитает вместе с ними».

Совместные домашние молитвы супругов идут к нам, как образцы жизни, от самого раннего детства. Имея молитвенное общение, можно не только видеть и сознавать, но и ощущать свою супругу или супруга как сонаследницу или сонаследника благодатной жизни, которая начинается здесь, на земле.

Содержание и формы домашних супружеских молитв могут быть весьма разнообразны. Они определяются душевной потребностью, религиозным опытом мужа и жены, жизненными событиями, которые переживает семья или близкие ей люди.

Основа ежедневно молитвы мирянина – утреннее и вечернее правило. Однако иногда по условиям жизни и быта совместным может быть лишь одно из них при раздельном другом. Это индивидуализация одного из правил, обычно утреннего, неизбежно наступает после рождения ребенка: жена спит после ночных вставаний к ребенку – муж спешит на работу. Ежедневная молитва должна быть относительно краткой, чтобы быть радостно доступной для каждого из супругов – незачем утомлять жену прослушиванием синодиков, которые прочитывает муж-священник и т.д.

В дни трудности и печали, радости и благополучия, кроме обычных молитв, в правило по взаимному согласию включаются молитвы специальные. Такими случаями могут быть предстоящие путешествия, ожидаемые роды, рождение детей, получение квартиры и множество других жизненных событий, а также благодарение за получение просимого.

Семья не должна замыкаться в молитвах только на самой себе. Являясь частью Церкви, она должна молится о всей Церкви и ее предстоятелях, членах, о духовном отце, о родных и близких. Совместная молитва о ком-либо не только является помощью тому по слову Спасителя: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы не попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19), – но и способствует умножению любви и духовному сближению самих молящихся. Полезно иметь общий семейный помянник. Он объединяет супругов в совместной молитвенной и деятельной заботе о других людях.

Молитесь совместно, и да поможет вам Господь созидать ваши домашние церкви.

Протоиерей Глеб Каледа. Из книги «Домашняя церковь». М., 2001.

 

Яндекс.Метрика