Горячая
линия
для пострадавших
от домашнего насилия
8-801-100-8-801
Ежедневно 8.00 - 20.00
Звонок бесплатный

Семья - крест или радость?

Протоиерей Димитрий Смирнов

– В чем основной смысл семьи?
– Основной смысл семьи в том, чтобы научить человека любви.

Любовь, как и многие явления в нашей жизни, трёхчастна: любовь телесная, любовь душевная и любовь духовная. И человек должен все эти стадии пройти. Поэтому смысл – в достижении любви через воссоздание образа Божия. Потому что человек тричастен и создан по образу и подобию Божию.

Образ Божий – это семья. В семье три ипостаси – мужская, женская и детская. Одно существо, но разность в лицах. Вот эти три лица тварной человеческой троицы. В этом состоит образ Божий человека.

Человек – это троица. Он так создан Богом, такова воля Божия. Чтобы человек был не один, ибо не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18), человек, его сердце, должен иметь возможность любить. Для этого Бог создал жену, увидев которую Адам сказал: сие есть плоть от плоти моей и кость т костей моих (Быт. 2, 23).

Что это значит? Он возлюбил её как самого себя. Он в ней узнал самого себя и полюбил. Ради этого и нужна семья. Ведь Пресвятая Троица пребывает в любви: Отец любит Сына и Духа, Сын любит Духа и Отца, Дух любит Отца и Сына – вся Троица пребывает в любви. В такой же любви должен пребывать и человек, созданный по образу Божию. И поскольку человек создан по образу Божию, он должен быть и троичным, он должен пребывать в любви.

Церковь состоит и семей, каждая семья – это малая Церковь, где отец есть священник, помощник ему, диакон – жена, а дети – народ, данный мужу и жене, который нужно воспитать и привести к Богу. Каждая семья исполняет такие функции Церкви. И проповедь слова Божия, и личный пример, и взаимная помощь, и всё вместе. Что делает вся Церковь, то делает одна маленькая семья. Поэтому семья – это ячейка Церкви, это её живая клетка.

– Чем отличается православная семья от всех других?

– Тем, что жизнь свою строит на Христе как на камне, а все остальные подчиняются инстинктам и, смотря по сторонам, заимствуют положительный и отрицательный опыт у тех людей, среди которых живут. А православная семья строится на христианских нормах.

– Может ли человек обходиться без семьи?

– Может, но его жизнь не вполне полноценна, потому что многие вещи ему трудно реализовать. Монашество – это удел очень небольшого количества людей и это жизнь уже как бы не совсем человеческая, она так и именуется – равноангельской: человек начинает жить ангельской жизнью, что для него не вполне свойственно. Но это стремление к высшему, потому что Ангел выше человека.

– Каковы главные проблемы современной семьи?

– У современной семьи одна главная проблема – недостаток любви. Эгоизм побеждает.

– Какой путь чаще всего Вы советуете выбрать молодым – монашеский или семейный? Какой из них тяжелее в наше время?

– Это зависит от призвания человека. Если человек, призванный к монашеству, женится, ему этот крест будет тяжелым, и наоборот, если человек, который призван к семейной жизни, примет монашество, ему будет тяжело.

Я ничего не советую людям, это выбор каждого человека. Как можно советовать? Я только советую подождать, подумать и, если монашество, то попробовать себя, как бы неоднократно испытать себя, приезжая в избранный монастырь на все большее и большее время, прежде чем решиться поступить в него.

Благословляя на семейную жизнь, стараюсь наставлять, чтобы молодые люди были знакомы не меньше, чем год, чтобы знали друг друга не только с хорошей стороны, но увидели бы и недостатки, и решили для себя: смогут ли они с этими недостатками мириться всю жизнь.

– Как выбирать себе спутника жизни?

– «Спутник жизни» – это неправильный термин, спутник – это что-то временное, а супружество – это вещь постоянная. Поэтому выбирать нужно по любви и по благословению родителей, и, может быть, духовника, если такой обретается. К этому вопросу нужно отнестись основательно, лишь бы не сгоряча и не по одним только влюблённым страстям. Как минимум год подождать. Меньше года – уже и смысла не имеет, вероятность ошибки в таком случае возрастает.

Если выбирать по каким-то формальным признакам, нужно смотреть: из какой семьи человек, трудолюбивый или ленивый, не алкоголик ли папа. Но ведь бывают и такие случаи, что папа – алкоголик, а дочка – хорошая.

Конечно, лучше брать из той семьи, где не один ребёнок, потом что если один ребёнок, то, как правило, избалованный и ничего не умеет, это будет раздражать.

– Как понять, «твой» это человек или нет?

– Дело в том, что брак – это подвиг. Человек берёт на себя ответственность за другого человека и хочет перед Богом и людьми сделать этого человека счастливым. Нужно просто иметь готовность преодолеть все трудности.

«Твой», «не твой» – это очень условно. Потому что у молодых людей в период женитьбы или замужества представления самые смешные и о жизни, и о том, какой должен быть супруг, даже о том, что он сам хочет. В большинстве случаев я не видел, чтобы вступающий в брак отдавал себе отчёт в том, чего он хочет и чего ждёт.

– То есть достаточно чувствовать расположение к человеку, чтобы строить семью?

– Нужно, чтобы ты чувствовал любовь к этому человеку и желание ему послужить, один – в сане мужа, другая – в сане жены. Жена должна быть помощница мужу во всём. Если же она хочет только использовать его ресурсы для себя, то это неправильный подход к браку. Может быть, он ждёт совсем другого.

Молодым жениху и невесте нужно очень много времени провести в разговорах, как бы всё для себя о другом выясняя. Потому что обычно молодые люди хотят себя показать с очень хорошей стороны и многое замалчивают, и потом, естественно, их ждёт разочарование. Так что время до заключения брака нужно потратить на то, чтобы все точки над i были расставлены, и потом уже сделать, как теперь говорят, «информированный выбор».

– Какие чувства мы должны испытывать к своему избраннику?

– Любовь, этим всё сказано. Это очень многосложное чувство.

– Не достаточно ли просто ровного, спокойного отношения? Если не можешь с уверенностью сказать, что любишь человека?

– Если не любишь, тогда, мне кажется, лучше в брак не вступать, потому что потом будешь думать, что сделал ошибку, что женился или вышла замуж не по любви. Чтобы таких искушений избежать, нужно ещё подождать, ещё друг друга узнать. Торопиться с этим по возможности не надо.

– Можно ли строить отношения с православным человеком в надежде на то, что если вы будете стараться жить по Заповедям, сложатся хорошие семейные отношения?

– Можно, конечно, надеяться, но надо тоже понимать, что сама принадлежность человека к Православной вере очень незначительно действует на его характер, на его привычки, которые другого человека могут раздражать, и он не сможет с собой справиться. Но если люди стараются жить по Заповедям, значит, они уже зрелые христиане, и у них всё обязательно получится.

Но, к сожалению, я ещё раз повторюсь, эгоизм очень силён, особенно в молодых людях.

– Как начать строить семейные отношения, чтобы сохранить их хорошими на долгие годы?

– Надо в самом начале относиться друг к другу не панибратски, а с любовью, с участием, деликатно, очень вежливо, предупредительно, стараясь ничем не обидеть. Нужно относиться друг к другу бережно, уважительно.

– Можно ли стараться переделать своих супруга или супругу, если что-то не устраивает?

– Стараться можно, но это, во-первых, бессмысленно, во-вторых, разрушает брак. В процессе жизни многие недостатки полируются, перестают быть такими острыми, как сначала, потому что каждый человек чувствует, если что-то в нём неприятно другому. Вообще супруги обычно друг друга понимают уже без слов и поэтому, если они любят друг друга, то каждый старается устранить то, что другому доставляет боль.

– Выбирать себе мужа или жену православному человеку нужно только среди православных? Можно ли вступать в брак с крещёным, но невоцерковлённым человеком?.. Например, если человек в храм не ходит, говорит, что у него Бог в душе. Это уже не православная семья?..

– Это Писание так говорит: брак должен быть в Господе, а то какой же это брак? А когда дети родятся? Не будет неверующий муж молча всё переносить: «Ну вот, опять ты их в свой храм потащила, что ты их всё таскаешь?» Будут после этого дети охотно ходить в храм? И как их потом воспитывать? Только рыдать в подушку и смотреть, как они на глазах у тебя распадаются под влиянием папочки и школы?

И конечно, если человек принципиально в храм не ходит, не понимает, что такое Евхаристия, то он не может считаться христианином. Но если же он хоть раз в год причащается, он уже христианин.

– А если жить с надеждой, что под твоим влиянием человек изменится?

– В истории у некоторых женщин это получалось, но это единичные явления. По статистике, если папа верующий, то дети верующие в 80 процентах случаев, а если верующая мама, то только в семи. Если такой риск женщину устраивает, то – пожалуйста. Попадёт ли она в эти семь процентов? Правда, эта статистика двадцатилетней давности, может быть, сейчас этот процент увеличился – я не знаю.

– По слову Апостола, не надо разводиться даже с неверующим человеком, так как муж освятится женой.

– Это о другом речь. Например, два человека жили, пили, гуляли, и вдруг один из них уверовал в Бога. В таком случае разводиться не надо. Вот о чём речь, а не о том, чтобы выходить замуж за неверующего, который только пьет и гуляет. Речь о том, что если брак уже был, то его не надо разорять. Для христианина же брак должен быть в Господе, а если он не в Господе, то тогда, как говорится, хлебай по полной программе холодные щи без сметаны и соли!

– А если один уверовал, то продолжай жить с неверующим и неси свой крест?

– Да, конечно. Брак для Бога слишком драгоценная вещь, чтобы его так просто разорять. Брак есть брак, даже независимо от того, венчанный он или невенчанный. Но, конечно, если христиане, то должны быть венчаны.
Мы всё, по своему безумию, натягиваем то, что невозможно в наш ум вместить, и всё хотим выполнить, так сказать, все «инструкции», чтобы нам было потом неплохо. Но Бог от нас не выполнения «инструкции» ждет, а чего-то другого, гораздо большего. Никогда за формальностями мы не укроемся. Об этом всё Евангелие: «Горе вам, фарисеи и лицемеры», которые за формальностями хотели укрыться от Бога, и укрылись настолько, что когда Он пришёл, они Его убили. Результат формализма духовной жизни – Богоубийство. Это страшно!

Продолжение статьи

Яндекс.Метрика